Мишка Квакин (kwakin_misha) wrote,
Мишка Квакин
kwakin_misha

Category:

Живет ли музыка в айфоне?

«Коба, я знаю, вы увлекаетесь звуком и всякой аппаратурой. Вопрос – зачем нужны все эти громоздкие сабвуферы и прочие колонки, когда уже давно есть не худшие по качеству компактные решения? Весь этот «Хай-енд», это простое выкачивание денег из доверчивых лохов, или все-таки имеет право на жизнь? По мне, так обычный айфон давно переплюнул по качеству все дедовские технологии. Или, я не прав? Прошу объяснить популярно, я из «поколения Пепси», нас в школе этому не учили))».

Неправы. Сейчас – век эрзацев. И мнение покупателя давно формируют крупные корпорации. Их задача – массово продавать ширпотреб. Но развивать эту тему не будем, прописные истины. Объяснить же разницу между вашим айфоном и так называемым «хай-ендом», могу…

Ваш Коба


High-End – во многом, как понятие, миф. Или, если угодно, стремление к недостижимому идеалу. Зачастую, несуразными или безграмотными технически методами, а то и вовсе, шарлатанство. Но есть под этим и вполне вменяемая база – требования к аппаратуре, установленные в рамках стандарта Hi-Fi. Отсюда и нужно отталкиваться в понимании. Кому интересно ознакомиться, вот ссылка на стандарт: https://ru.wikipedia.org/wiki/Hi-Fi

Когда-то в былые времена, я сам делал колонки и усилители, мотал трансформаторы и месяцами корпел над усовершенствованием какого-нибудь очередного магнитофона. Но это давно прошло, остались только коробки радиодеталей, пачки специализированных журналов и книг. Ну и техника кое-какая, тех давних времен, тоже осталась.

В бытность, уже значительно позже, я имел совместный бизнес, «Студию звуковых эталонных технологий». Она занималась поставкой и монтажом «под ключ» сложных и высококачественных систем звуковоспроизведения. На меня падала техническая сторона этого дела, так что, поверьте, в предмете разбираюсь. Кроме того, мне помогали очень толковые сторонние специалисты.

Был у нас и салон, где стояли образцы, и комната прослушивания. Там было можно собрать начерно будущую акустическую схему, чтобы дать представление о грядущем результате заказчику.









Понятно, случались и курьезы – приходили люди, «ни в зуб ногой». Говорили: «Мне вот медведь на ухо наступил, музыкального слуха не имею, но хочу звук, чтобы лучше всех». Мы объясняли, что «музыкальный слух» есть от рождения у каждого. Это всего только способность отличить одну ноту от другой по тембру и высоте тона. Иначе, вы даже не могли бы разговаривать с окружающими и, зачастую, понимать сказанное в ответ.

Другое дело, «слух абсолютный». Это уже – для профессионалов. Этому нужно учиться, если решил связать судьбу с музыкой. А на бытовом уровне такое качество ничего не определяет – вы же не собираетесь играть сам, только слушать чужое исполнение.

Тогда, нас просили продемонстрировать на примерах, – «что такое хорошо, и что такое плохо». Вот тут и появлялся на сцене ваш любимый айфон. Или другая подобная современная шняга. А потом, включали качественную звуковую систему. И здесь, даже самый распоследний «инвалид по слуху» понимал, что физику не обманешь – настолько разительны различия.

Бывало и в крайности. У человека уже стоит дома очень хороший звуковой комплекс, но кто-то ему сказал: «Это фигня, вот настоящие ценители давно перешли на студийные мониторы…» Студийный монитор – та же акустическая колонка, только ее параметры предельно линейны, без провалов или пиков АЧХ, свойственных бытовой аппаратуре.



Такой звук нужен, когда режиссер «сводит» музыкальные и певческие партии в единое произведение при записи. Но у большинства обычных слушателей звучание мониторов может вовсе разрушить картину музыкального восприятия. Тогда морщатся, машут рукой и говорят: «Выключите этот кошмар, не музыка, а сухая каша по столу!»

В общем, чтобы не размазывать эту «кашу по столу», модель хорошего звука такова. Первое – добротная синусоида питающего напряжения. Потому что электроакустика, это потенциал сети, модулированный полезным сигналом. То есть, вся электрическая «грязь» из розетки – обязательно добежит до ваших колонок и ушей, усиленная трактом аппаратуры многократно.

Таким образом, необходим добротный (трансформаторный) стабилизатор питающего напряжения, с трехкратным запасом пиковой мощности. Проще говоря, если нужен «киловатт звука», берете три киловатта питания. Ни в коем случае, не компьютерный UPS, поскольку эти приборы дают на выходе не синус, а меандр.

Так может выглядеть питающий каскад вашего звукового комплекса, если без фанатизма:


Второе – музыкальный носитель и устройство воспроизведения. Меломаны, если они не «контужены винилом», выбирают для своей фонотеки музыкальные файлы в форматах WAVE или RIFF. Это файлы-контейнеры, которые хранят звук в формате импульсно-кодовой модуляции, без применения алгоритмов сжатия. MP3 и прочие «упаковки с потерей качества» считаются в этой среде признаком дурного тона (привет айфону).

Компьютер, как воспроизводящее устройство, выбирают пока нечасто. Если ты любитель хорошего звука, разорись на CD-транспорт, читающий и современные цифровые форматы.

Например, вот так:



А вот любителям винила и магнитной записи – широкое поле для поиска. На рынке все еще куча «вертушек» и магнитофонов на любой вкус и кошелек. И, понятно, большое предложение дисков и пленок, начиная от угрожающе дорогих фирменных «первопрессов», и заканчивая «соцлагерем» или китайскими подделками.

Часто спрашивают: «Какой проигрыватель и магнитофон были в то время самыми лучшими?» Нельзя ответить на такой вопрос и не соврать. В «то время» эту аппаратуру производили десятки очень солидных фирм, применяя в конструкции самые последние достижения научно-технической мысли.

Наряду с тем, были общепризнанные лидеры, «первые среди равных». Пример – студийный проигрыватель EMT-927 и магнитофоны фирменной линейки STUDER (REVOX):







Их можно купить и сегодня, даже найти экземпляр «почти без пробега». Но стоимость такого аппарата будет сравнима с ценой добротного, хоть и подержанного Мерседеса.

Третье – усилительный тракт. Это серьезный компонент музыкального комплекса, именно здесь и формируется вся будущая звуковая картина. А чтобы ее нарисовать, понадобятся минимальные искажения и максимальные токи. На выходе мощного УНЧ нередко «висит» и 50, а больше ампер электрического потенциала.

Отсюда, кстати, и повышенные требования к акустическим кабелям – при таких токах сечение и материал проводника играют существенную роль, тонкие и хлипкие просто сгорят. В лучшем же случае, часть передаваемой проводником энергии полезного сигнала просто будет излучаться дармовым теплом в атмосферу.

Лампы. Много издевательских мемов сложилось вокруг этого радиотехнического прибора сегодня. Основной: «теплый ламповый звук», – как раз и характеризует своеобразную «классовую ненависть поколения пепси». Увы, это поколение зачастую приклеивает свои ярлыки бездумно. Электронная лампа – мощный и надежный усилительный прибор с характерной АЧХ, пригодной и для создания высококачественного музыкального тракта.

Там, где по схеме трудится одна лампа, обеспечивая приемлемые звуковые характеристики, может потребоваться на замену два десятка транзисторов и огромный охлаждающий радиатор с принудительным обдувом.

Наряду с этим, у лампы есть свои особенности и минусы. Например, питание сетки накала переменным током, высокие (относительно транзистора) искажения сигнала, сравнительно узкая полоса рабочего диапазона частот и постепенная потеря эмиссии (старение). Еще этому прибору свойственны «акценты» на четные гармоники музыкального спектра, отсюда и характерная «ламповая окраска звучания».

Короче говоря, если вы меломан (или гитарист) – мимо лампы вам не пройти. А если просто любитель хорошей аппаратуры «без фанатизма», ваш выбор – тяжеленный транзисторный усилитель с торообразным трансформатором питания, весом в пудовую гирю.

Потому что только таким способом и можно «накачать» большой ток на выходе и обеспечить запас мощности без предельного роста коэффициентов помех и «проседания» низкочастотной составляющей.



Четвертое и последнее. Акустическая колонка. Вопрос: какой звук оказывает на вас более существенное эмоциональное воздействие – когда трубит слон, или пищит мышь? Вопрос риторический, ответ очевиден.

Тогда, откуда взялось ваше: «давно есть не худшие по качеству компактные решения»? Да нет таких «решений». И никогда не будет. По той же причине – физику не обманешь. Чтобы «раскачать столб воздуха» между диффузором колонки и вашим ухом, заставить его перенести все нужные и полезные волны музыкального сигнала, надо его чем-то качать.

Представьте спущенное колесо КамАЗа. У вас есть велосипедный насос и мощный компрессор. Нет, можно, конечно, из принципа и в поддержку маркетинговой политики фирмы «Эппл» или «Сони» надувать воздушные шарики. Но результат, как в том анекдоте, не обрадует.

Огромные «лопухи» сабвуферов – не «уходящая натура», а единственное средство донести до ваших ушей по воздуху длинную и тяжелую волну низких частот.



Можно, конечно, передать ее и контактным путем, через кости скелета – человек «слышит костями» на порядок лучше, чем ухом. Но тогда, вас придется привязать к огромному вибратору электромагнита.

Нет альтернативы большим акустическим колонкам, это диктуется физикой явления. Если вы хотите иметь звуковой комплекс высокого качества, трехполосная система воспроизведения – неотъемлемый атрибут вашей комнаты.

Лучше, если ваш выбор падет на рупорное конструктивное решение таких колонок. Потому что рупоры – создают существенно большее звуковое давление на единицу поверхности. К тому же у таких колонок выше чувствительность и динамический диапазон воспроизведения.

Обычно спрашивают: «А что это дает?» Это дает именно то, зачем большинство и слушает музыку – эмоциональное воздействие. Там, где обычные динамические колонки будут уже захлебываться и выпрыгивать из своих корпусов, рупоры вполголоса передадут идеальную звуковую картину музыкального произведения. Но если нужно, они рявкнут так, что мебель подпрыгнет.

Дорого ли стоят такие колонки? Дороже динамических, но не так несущественно. Хотя, есть и «рекордсмены цены». Например, изделия фирмы ALTEC LANSING, даже выпущенные полсотни лет назад, потребуют сегодня огромного бюджета на приобретение.

Кстати, у этой фирмы есть свой, давно сложившийся круг фанатов во всем мире, практически, «религиозная секта». Спорить с ними о качественных характеристиках предмета их обожания – святотатство. Вас заплюют и проклянут, при этом ни на йоту не сдвинутся с завоеванных позиций. Это своеобразный снобизм, но в среде любителей звука такое зачастую лежит на фундаменте глубоких профессиональных познаний.







Есть еще один очень важный аспект при создании акустического комплекса высокого качества – «аудиоподготовка помещения». Мы живем в кирпичных и бетонных коробках, где гуляют резонансы. Поставили хороший звук – «запели» балки перекрытия, лестничные марши, подвесы потолков и гипсокартонные листы стен.

Что делать?

По-хорошему, заранее привезти в помещение акустическую лабораторию. Она выявит его особенности, будете знать, что глушить и где «резать» частоты.

Здесь возьмутся за голову фанатики «чистого звучания», аудиофилы. Скажут: «Ни за что! Звукорежиссер все уже учел при записи! Вы что, знаете лучше звукорежиссера?!»

Это, – как раз и есть образец глупого снобизма. Режиссер сводил свою запись в специальном помещении заглушенной студии. Особенностей вашего помещения он не знал, и знать не мог. Поэтому, если хотите «чистого звучания» – глушите комнату по студийным стандартам, учитывая все пучности и провалы акустической картины. Либо, включайте в состав своего оборудования эквалайзер и перестаньте плясать с бубном танцы протеста.

Думаю, причина таких протестов проста. Сами эти «аудиофилы» приводить АЧХ в порядок просто не умеют, а попросить помощи специалиста – «религия не позволяет».



Вот, особо не углубляясь в предмет, ответ на ваши вопросы. Возможно, не стал бы отвечать развернуто, но подобные письма периодически приходят. Пусть будет в журнале, кому-нибудь пригодится.

Да, еще нередко спрашивают мнение про автозвук и домашние кинотеатры. Извините, не ко мне. Никакой музыки в автомобиле быть не может, там только звуки дороги, двигателя и трансмиссии. Это трезвый расчет, я слушаю музыку не ради развлечения, а когда нужно включить мысли для работы. А звуковые спецэффекты в кино меня просто не интересуют. Это уже виртуальная реальность, воплощенная по психоакустическому алгоритму – обман слуха, не больше.

У меня со временем набралась небольшая коллекция всяких звуковых устройств, которые я посчитал нужным оставить себе. Это, в основном, изделия высокого качества, созданные добротно и со знанием дела. Есть такие, что собирают вручную, всего несколько комплектов каждый год. Есть и серийные приборы, но я их доработал или настроил сам. Такое вот хобби.

Интересный пример – колонки фирмы PENAUDIO. Я специально приберег его под конец, отвечая на вопросы письма. Из всякого правила есть исключения. Уникальная акустика без всяких компромиссов звучания. Почти линейная характеристика, звуковое давление 98 Дб/м. Спокойно «проглатывают» и 100, и 150 ватт подводимой мощности без намека на перегрузку.

И все это – в корпусах, чуть повыше вашего айфона. Но вот только цена… айфон скромно постоит в сторонке. Потому что, когда он умрет, эти малыши будут все так же играть еще долгие десятки лет.








Tags: koba_sam, анализ, звук, интересное, истории из жизни, как это было, музыка, опыт
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo kwakin_misha март 24, 2019 23:01 166
Buy for 20 tokens
Во время Универсиады в Красноярске и окрестностях было необычайно тепло. Хотя, надо отметить, многие зарубежные гости жаловались на холод.. А как все гости разъехались, зима вновь вернулась на несколько дней. С морозами до −10°С и снегопадами. А вот теперь тепло опять наступает и воздух…
  • 19 comments
  • 19 comments

Comments for this post were locked by the author