Мишка Квакин (kwakin_misha) wrote,
Мишка Квакин
kwakin_misha

Опыт разновозрастного обучения



Есть устойчивый миф, согласно которому в группы можно собирать только учеников одного возраста. Корни мифа растут из печального, хоть и ограниченного опыта: когда в школьный гомогенный класс приходит «второгодник» или, напротив, ребёнок младше на год-другой по возрасту, ничем хорошим это обычно не кончается.


В реальной жизни однако мы с вами работаем в самых разных коллективах, и двадцатилетний рабочий с шестидесятилетним напарником срабатываются ничуть не хуже, чем, допустим, сработались бы двое сорокалетних.

Перейду теперь к практике. Основатель центра «Цифра», в котором школьников обучают современным информационным технологиям, прислал мне письмо, в котором рассказал о своём опыте организации «разновозрастной» учёбы по свободной программе. Даю ссылку на этот центр и публикую письмо:

http://digit.center/

Для начала, думаю, стоит рассказать про себя. Я около 4 лет проработал в крупнейшей в России организации дополнительного образования для школьников руководителем направления, т.е. отвечал за обучение примерно 3000 школьников ежегодно. Всего же в компании ежегодно обучалось примерно 15 000 школьников. После этого, год назад, я основал свой образовательный Центр — «Цифра» — в котором реализую тот способ обучения, который описывал в своей статье Олег.

В группах по «школьным» предметам — математика, физика, русский — группы всегда набираются по классам. Но это никак не связано с образованием: просто почти 90% родителей, которые обращаются за доп. образованием, хотят повысить оценку в школе. Им очень сложно объяснить, почему ребенок должен заниматься по программе 6-го класса, когда он в 8-м, и как это повлияет на его оценку. Вот мы и занимались «натаскиванием» на задания, закрывали дыры в знаниях, вместо того, чтобы их устранить...

Но есть несколько «школьных» предметов, которые не пользуются особой популярностью — химия, биология, история. В них занятия проходят в смешанных группах — 5-9 и 10-11 классы. Есть и «нешкольные» предметы (гитара, программирование, языки) — группы там формируются по уровню знаний среди 6-11 классов. Причем в конце полугодия ученики пишут проверочную работу (или выступление проводят, для гитары), с помощью чего определяется, несколько далеко они продвинулись.

Если вообще не выросли, то идут в новую группу, которая будет заниматься по той же программе. Если выросли ожидаемо, то продолжают заниматься в текущей группе. Если же выросли очень сильно, то им предлагают перейти в группу «продвинутых». Короче, именно то, что описано в посте.

Так вот, система работает прекрасно. У ребят складывается крепкий коллектив, который основан не столько на возрасте, сколько на уровне знаний (яркий пример: была у нас как-то группа программистов, где все были из 9-10 классов и один 5-классник... который ими всеми командовал, т.к. программировал лучше всех). К переведенным «продвинутым» относятся с уважением, «оставшиеся» на второй раз вкалывают в 3 раза больше, чтобы догнать друзей из старой группы. Ну, или не вкалывают и просто за счет многократного повторения одного и того же потихоньку развиваются.

Минус в этой системе только один: обычное доп. образование ограничено несколькими часами занятий, из-за чего всё равно приходится вести занятия «по расписанию», все равно появляются отстающие и преуспевающие. Отчасти поэтому я и открыл собственный образовательный центр. У себя я попробовал реализовать схему с неограниченным временем и самостоятельным обучением, где ученик занимается столько, сколько он может. Общается с друзьями, отдыхает и снова занимается. И так хоть каждый день.

Каждый ученик изучает темы в своем темпе, самостоятельно, а преподаватель просто помогает в сложных местах и следит, чтобы они занимались учебой, а не фигней. Так сохраняется коллектив (все в одном месте, постоянно общаются), поддерживается конкуренция (все знают, кто где находится и стараются догнать тех, кто впереди), получается опыт самостоятельной работы, поиска и анализа информации.

Когда я открывал центр, я ожидал больших сложностей — ведь «поддерживать» одновременно 20 человек, которые находятся на 20 различных темах, преподавателю должно быть очень сложно. По факту же получилось гораздо лучше: многие учатся «в паре», помогая друг другу, т.е. находятся на одном уровне. Кроме того, за пару месяцев ребята привыкают учится самостоятельно и преподаватель им нужен только чтобы сказать «Да, ты все понял правильно», ну и прокомментировать решения с точки зрения опыта — как можно было сделать лучше.

В общем, после года практической работы по такой схеме искренне считаю, что за ней будущее. Тем более, что школе она прекрасно знакома, т.к. очень близка к школьным «кружкам». И тут будет уместно вспомнить, сколько гроссмейстеров вышло из таких вот кружков по шахматам...


© olegmakarenko.ru



Tags: fritzmorgen, Россия, СМИ, США, политика сша, разбор полёта, тестирование, финансы, что делать?, экономика в клочья
Subscribe

Posts from This Journal “fritzmorgen” Tag

promo kwakin_misha march 24, 2019 23:01 166
Buy for 20 tokens
Во время Универсиады в Красноярске и окрестностях было необычайно тепло. Хотя, надо отметить, многие зарубежные гости жаловались на холод.. А как все гости разъехались, зима вновь вернулась на несколько дней. С морозами до −10°С и снегопадами. А вот теперь тепло опять наступает и воздух…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments