Мишка Квакин (kwakin_misha) wrote,
Мишка Квакин
kwakin_misha

Приговор работающим



Большая часть рабочих мест требует сейчас не полноценного многолетнего образования, а коротких или даже очень коротких курсов. Три дня, чтобы стать кассиром. Месяц, чтобы стать водителем погрузчика. Два месяца на плиточника, три месяца на бухгалтера, четыре месяца на программиста.


Разумеется, за это время можно получить только базовые знания, но их будет уже достаточно, чтобы устроиться стажёром, а через год-другой старательный стажёр неизбежно вырастет в начинающего специалиста.

Так было, пожалуй, всегда, начиная со времён Древней Месопотамии: выучился, приступил к работе, работаешь. Однако технический прогресс кое-что изменил в этом цикле — с каждым десятилетием на учёбу приходится тратить всё больше времени, а на работу — всё меньше.

Юмор в том, что современная система образования формировалась в те века, когда новые знания появлялись медленно. Достаточно было один раз выучиться чему-то в юности, чтобы потом на всю жизнь забыть о кошмаре толстых учебников и скрипучих грифельных досок. Теперь ситуация иная: знания устаревают так быстро, что учиться приходится постоянно. Тот, кто учится по чуть-чуть, но каждую неделю, со свистом выигрывает у «старорежимных» специалистов, получивших когда-то давно хорошее образование и переставших обновлять его в двадцать с мелочью лет.

Несложно предсказать будущее. По мере ускорения технического прогресса все профессии разделятся на две большие группы. Профессии, в которых учиться не надо, или в которых достаточно учиться новому раз в 5-10 лет, будут полностью уничтожены роботизацией. За людьми останутся только рабочие места, в которых чему-то новому надо будет учиться ежедневно. Пришёл на работу, два часа учишься, шесть часов работаешь. И так — каждый день, до заслуженной пенсии (если пенсия, конечно, сохранит в будущем актуальность).

Практический вывод отсюда следует очень простой: привыкайте учиться ежедневно. Работающим людям, на которых ещё недавно держалась вся экономика, уже вынесен приговор: работа останется только у тех, кто будет непрерывно учиться. И, пожалуйста, не надейтесь, что школа или вуз «научили вас учиться». Загляните в диплом и аттестат, убедитесь, что там не было ни мнемоники, ни педагогики, ни «умения учиться». Осознайте, что «умение учиться» — это просто болтовня, пустые слова, за которыми почти никогда не стоит реально выданных студентам знаний и навыков.

Что же касается заслуженных специалистов из прошлых лет, которых с годами неизбежно становится всё меньше... вот хороший отрывок из разбора образовательных мифов на «Руксперте»:

http://ruxpert.ru/Мифы_об_образовании_в_России

Миф: всё развалится, ведь дети не знают того, что знали отцы!

Проблема взаимопонимания поколений отнюдь не нова. Ей посвящено немало литературных и философских произведений. Применительно к проблеме «деградации образования» данная проблема выглядит так, что молодое поколение не умеет делать многих вещей, которыми в совершенстве владели их отцы и деды.

Действительно, многие работодатели сталкиваются с тем, что среди молодежи сегодня не практически найти квалифицированного токаря или сварщика, водители не могут сами обслуживать автомобили, молодые инженеры не умеют делать казалось бы простых расчётов, а молодые пилоты не проложат курс самолета по бумажной карте и навигационной линейке. Вот и слышится в курилках ворчание дедушек-токарей и дедушек-инженеров, а в транспортных форумах комментарии от дедушек-пилотов: дескать «молодежь то не та пошла..., а если так пойдет дальше, то как мы вообще жить будем...». А действительно: как?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте мысленно вернёмся на 50-60 лет назад и представим себе, что говорили тогда тем же самым дедушкам. Вполне возможно, что будущему токарю-«золотые руки» его дед-крестьянин говорил: «Эх, куда мы катимся, молодёжь та не та пошла! Чему сейчас учат. Какие-то синуса-косинуса знаешь, а лошадь запрячь не можешь! Вот мы умрём и как ездить-то будете». Дедушка-пилот, ностальгирующий по навигационной линейке, может вспомнить, как его отец, лётчик-фронтовик говорил: «Чему вас там в этом лётном училище учат. Какие-то карты, линейки, автопилоты. Мы вон в темноте только по компасу на бомбежки на фронте летали». А дедушка-инженер наверное вспомнит, как учась на третьем курсе и делая аналитический расчёт редуктора по новому тогда учебнику Чернавского слушал возмущения своего отца: «Чему вас там в институте учат, вон мы все расчёты графически с помощью циркуля и линейки делали и работают же машины». Прошло 50 лет. За это время наш токарь ни разу ни съездил на лошади. Зачем ему это. Ведь автобусы же ходят. Наш пилот побывал чуть ли не во всех частях света, тогда как его отец-фронтовик дальше пары сотен километров не летал. Инженер, пользуясь аналитическими методами расчётов, создал машины в разы производительнее, надёжнее и легче, чем его отец создавал графоаналитическими методами.

То же самое и сейчас. Рядом с цехом, где на станке 1К62 виртуозно точит простые детальки ворчливый дедушка, в соседнем помещении на современном обрабатывающем центре с числовым программным управлением работает его внук, не знающий тонкости приёмов точения и не умеющий заправлять резец. Это ему просто не нужно. Зато ему нужны знания, которыми не обладал дед: в области компьютерной техники и 3D моделирования, которые позволяют ему разработать оптимальную программу для сложного станка и выпускать сотни сложнейших высокоточных деталей.

Дедушка-пилот летит пассажиром на курорт в кресле самолета Сухой СуперДжет-100 и вспоминает, как 40 лет назад они экипажем в 6 человек вели по этому же маршруту Ту-134. Он и его второй пилот непрерывно и виртуозно парировали штурвалом колебания самолета, штурман не отрываясь счислял курс и наносил его на карту, бортинженер непрерывно переключал сотни тумблеров систем самолета, а радист непрерывно сквозь треск помех связывался с землей. Но теперь самолет ведут всего два молодых пилота. Штурман им не нужен — современные навигационные системы решают эту задачу в разы лучше. Бортинженер тоже не нужен — управление системами самолета теперь автоматизировано. Да и радист ушел в прошлое: цифровая рация передает голос диспетчера так, будто он сидит рядом. Им не нужен даже штурвал! Все аэродинамические системы на современных лайнерах управляются только компьютером-автопилотом, так как это эффективно и безопасно. Ручка управления в руке пилота это всего лишь один из способов ввода корректив в полетное задание автопилоту. Зато этим молодым ребятам приходится в совершенстве владеть английским языком, знать устройство этого «цифрового самолета» и разбираться в многоуровневых системах интерфейсов бортовых компьютеров. Всего этого дедушка-пилот делать не умел.

Аналитические методы инженерных расчетов уступили место численным, которые позволяют решать задачи без допущений и упрощений, автоматически находить оптимальные варианты, страхуя инженера от ошибок. Но для того, чтобы этим воспользоваться, молодому инженеру нужно уметь то, о чём даже не догадывались их отцы: построить цифровую трехмерную модель будущей машины, грамотно описать свойства материалов, соединений, покрытий. Причем молодой инженер может вообще не уметь чертить чертежи. Современная техника, например самолет Сухой СуперДжет-100 или автомобиль Лада-Гранта разработаны совсем без чертежей, только на основе 3D-моделей.
А теперь мысленно перенеситесь на 50 лет вперед. Отставной пилот СуперДжета будет удивляться тому как его сын «не вставая с дивана» с помощью голографических очков и тактильно-голосовых команд оперативно оказывает в сложных ситуациях поддержку сотням беспилотных пассажирских лайнеров. Престарелый токарь-оператор обрабатывающего центра, на котором все ещё выполняют простые заказы, будет ходить на работу мимо полностью автоматического безлюдного машиностроительного цеха, а продвинутый в 3D-технологиях инженер будет с удивлением наблюдать как его сын, ничего не смыслящий в 3D моделях, тем не менее успешно проектирует новую машину просто грамотно формулируя компьютеру требования к ней.

Таким образом, в условиях быстрого прогресса детям попросту не нужно знать и уметь многое из того, что умели их родители, а тем более деды. Зато нужно осваивать принципиально новые знания и навыки.


© fritzmorgen

[ кнопки и ссылки ]


Tags: #fritzmorgen, fritzmorgen, ЕС, Россия, СМИ, без комментариев, политика сша, разбор полёта, финансы, что делать?, экономика в клочья
Subscribe

Posts from This Journal “fritzmorgen” Tag

promo kwakin_misha december 31, 11:00 191
Buy for 40 tokens
Лично у меня при рассматривании каталога фирмы Даджет возникла ассоциация с детским фильмом, где была лавка с волшебными предметами. Оказывается продукты технологической революции доступны теперь не только супер-шпионам, а любому человеку! Посмотрите сами каталог Даджет! Здесь есть и совершенно…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment