Но если в природе традиционных денег как таковых еще разбирается хотя бы какое-то обозримое количество людей, то вот разбирающихся в том, что такое криптовалюта, исчезающе мало.

И если еще можно найти умников, способных держать в голове все аспекты работы современной криптовалюты, от блокчейна и подтверждения транзакций до умных контрактов — то найти тех, кто способен объяснить, а почему вся эта виртуальная пустота вообще имеет какую-то ценность, решительно невозможно.
И именно поэтому чиновники и законодатели всех стран мира испытывают перед этой неизведанной пустотой совершенно мистический страх. Ничем другим невозможно объяснить чудовищное давление, оказываемое в последние пару недель на Facebook и Telegram, объявившие о создании собственных платежных систем.
Из проекта Facebook последовательно вышли изначально подписавшиеся на сотрудничество PayPal, Visa, MasterCard и eBay. А Комиссия по ценным бумагам и биржам США через суд добилась запрета на деятельность двух дочерних компаний Telegram, собиравших инвестиции на разработку платежной системы. Которая, по обещаниям Павла Дурова, должна была заработать до конца этого месяца.
Интересно, что все эти процессы происходят одновременно и в самом конце пути, объявленного Facebook и Telegram много месяцев назад. И складывается такое ощущение, что финансовые чиновники и члены советов директоров больших международных организаций попросту не могут понять, с чем им приходится иметь дело. Все эти месяцы они молчали в надежде, что им объяснят. Я не знаю, объясняли им или нет. Но даже если и объясняли, то мы видим, что они так и не поняли.
Причем не поняли даже не подробности функционирования новых платежных систем, которые, признаться, понимают не так уж и много людей на Земле.
Нет, все эти чиновники и директора не поняли другого, гораздо более важного — нельзя запретить будущее. Даже если ты его и не понимаешь.
Когда-то люди не верили в бумажные деньги, требуя вместо них привычного золота. Скептики, как говорится, были посрамлены. Но если сами деньги и платежные системы за столетия самым фундаментальным образом изменились — то люди, принимающие решения, остались такими же. Консервативными и невосприимчивыми к идеям.
Но идеи всегда переживают людей.
Надо только подождать.
И если даже мы не дождемся, вместе с чиновниками и директорами — то сами идеи дождутся.
© Максим Кононенко
[ важные ссылки и кнопки ]
Фото © РИА "Новости"
Journal information