Мишка Квакин (kwakin_misha) wrote,
Мишка Квакин
kwakin_misha

Category:

Писатель Юрий Поляков: откуда в книжных магазинах столько «русофобской» литературы

Корреспондент «Аргументов недели» попросил писателя, лауреата Бунинской премии Юрия Полякова прокомментировать скандал вокруг нового романа Г.Яхиной «Эшелон на Самарканд», который построен, как полагают, на плагиате, а именно – откровенных заимствованиях у самарского историка и блогера Григория Циденкова, специалиста по голоду 1920-х годов..

Поляков


Ну вот, опять! Неужели нечего у меня спросить о настоящих писателях? Ладно, поговорим… Для начала напомню: на мой взгляд, сочинения Яхиной никакого отношения к художественной литературе не имеют, о чём мне уже случалось говорить. Этого автора я отношу к категории ПИПов – персонифицированных издательских проектов, которые навязываются читателям, точно облигации госзайма в советские годы. Но даже «улыбчивые издательские проекты» при всей своей коммерческой простоте (а она, как известно, хуже воровства) не должны опускаться ниже уровня элементарных профессиональных навыков.

Кстати, слышал от знакомых редакторов, что первоначально «Зулейха...» по причине полной литературной беспомощности (над перлами и ляпами Яхиной не потешался, кажется, только Петросян) была отклонена издателями. Но вдруг за неё крупно «вписались» серьёзные казанские руководители, хотя, как известно, в богатой татарской литературе про те же времена написана мощная и честная проза, почему-то ещё не переведённая на русский язык. Насколько верны слухи о «казанском следе», не знаю, но очень похоже на правду, ведь в былые времена текст такого уровня, помесь недописанного киносценария с семейно-этнографическими заметками, аргументированно отверг бы любой внештатный рецензент, получив за это честные десять рублей. Но если бы главному редактору позвонили по «вертушке» из ЦК…


[ И про самое интересное.. ]
Тут надо добавить, что профессионализм в литературе – это не только владение словом, сюжетом, диалогом, чего у Яхиной нет в помине, это также и представления о внутрицеховой этике, где главная заповедь: не укради! Наше поколение учили, что цитаты надо «кавычить», что, заимствуя чьи-то идеи, мысли, повороты, соображения, находки, надо непременно указывать первоисточник, неважно – в сноске, предисловии или послесловии. Сошлюсь на собственный опыт. В романе «Любовь в эпоху перемен» я использовал спорную, но лихую гипотезу нижегородского краеведа Дмитрия Квашнина – о том, что на месте его родных земель некогда, в арийские времена, цвела развитая цивилизация, уничтоженная «русским потопом», кстати, приведшим к образованию Чёрного моря на месте пресного озера. В моём романе сходную теорию развивает вымышленный герой, живущий в придуманном городке Тихославле, но в сноске, конечно же, есть ссылка на Квашнина. Как же иначе?

Однако проблема не только в воровстве. Много лет назад мой литературный приятель, ружейный охотник по призванию, гордо объявил мне за рюмкой:

– Юра, сажусь за роман о Христе! Пора!

– Гигант! – восхитился я. – Это ж сколько надо всего прочитать – горы!

– Зачем? Я просмотрел статью у Брокгауза, вполне достаточно. Остальное – подскажет фантазия!

К чему я вспомнил эту анекдотическую историю? А вот к чему: согласитесь, писать о такой трагедии, как голод в Поволжье, опираясь (даже со ссылкой) на блогерские заметки историка, пусть и профессионально занимающегося этой темой, – занятие, по крайней мере, легкомысленное, а если говорить по совести – кощунственное. Чтобы изобразить прошлое, его надо знать. Банально? Да как сказать… Любое событие можно сравнить с лесковской подкованной блохой: чем мощнее увеличительное стекло знаний, тем больше видишь мелких деталей, а по сути, причинно-следственных подробностей, определяющих эпоху. Например, анализируя истоки голодомора на Украине, специалисты обнаружили интересную закономерность: в тех районах, где от бескормицы погибло больше всего людей, руководящую «головку» составляли, по странному стечению обстоятельств, чаще всего бывшие петлюровцы, «переобувшиеся в воздухе» и сделавшие карьеру в УССР, охваченной лютой «коренизацией». Вот оно ведь как было!

В книгах, подобных «Зулейхе…», «Обители» или «Авиатору», мы имеем дело не с художественной реконструкцией прошлого, не с исторической романистикой, а со злобными, безответственными или в лучшем случае неряшливыми фэнтези по мотивам событий отечественной истории. А у фэнтези, согласитесь, совсем другие жанровые законы: «…И поскакал Евросвет в Черноград, чтобы одолеть подлого Злобоеда, вызволить из темницы красавицу Трансгендуру и принести свободу раборусам…»

«Эшелон...» я, разумеется, не читал, не собираюсь и другим не советую. У меня вообще есть принцип, который спасает от бессмысленной траты времени на чепуху, записанную буквами. Поделюсь: если, осилив главу-другую, я понимаю, что имею дело с клинической графоманией (а это опытному глазу видно с первых строк), то больше никогда не беру в руки издания этого автора, какие бы хвалебные трели ни испускали наёмные канарейки вроде Г. Юзефович. Человек без голоса никогда не запоёт, как Собинов, он даже Буйновым не станет. Поверьте человеку, проработавшему в литературе почти полвека: бездарность неизлечима, книги бесталанного автора могут, конечно, по мере написания отличаться друг от друга, но только так, как в зависимости от питания отличается в разные периоды пища, покидающая организм. Но не более того…

Почему же издатели идут на выпуск, мягко говоря, никаких текстов? Очень просто: торгуют-то в основном обложками, а не содержанием, заключённым между ними. Или вы не покупали разрекламированный шампунь, от которого можно лишиться скальпа? В случае с проектом Елены Шубиной под названием «Г. Яхина» с меня хватило одной беспомощной «Зулейхи...», которую навязывают посредством тотальной рекламы, как прокладки с крылышками. Однако и тут не всё так просто. «А может, причина не только в обложках?» – усомнится умный читатель и попадёт в точку. Секрет, не сомневаюсь, в имманентной или коммерческой (не важно!) русофобии автора.

Этот тренд чрезвычайно востребован ныне для подспудного смущения умов и расшатывания «режима». Слишком, скажете, прямолинейно? Однако, помнится, СССР расшатывали именно так: нет антисоветского подтекста – не литература! Или: да, текст жуткий, но каков подтекст! Я-то помню, сам в этом невольно участвовал. Перечитайте хотя бы огоньковскую «Ждановскую жидкость» покойного специалиста по Достоевскому Ю. Корякина, вы ужаснётесь его злобно-ангажированной и целеустремлённой дури. Вообще-то в современной отечественной литературе русофобом быть очень удобно и выгодно, его, сердитого, сразу начинают холить и раскручивать, словно юную и миловидную доярку-ударницу накануне съезда комсомола.

А попробуйте-ка представить себе подобную ситуацию в США! Вот вдруг появляется автор, который первый свой роман посвящает тифозным одеялам для бедных индейцев, второй – голоду в годы Великой депрессии (а он был, и унёс миллионы жизней!), наконец, третий роман повествует о жутких концлагерях для американских японцев в период Второй мировой войны… «Эге, – скажут даже самые тупые заокеанцы, – это же никакая не литература, а пропагандистский антиамериканский проект!» И будут абсолютно правы. Уверен, на этом писательская карьера американского разоблачителя, даже если он будет выдающимся стилистом и глубоким знатоком проблем, закончится навсегда. У нас же всё происходит с точностью до наоборот: жюри «Большой книги» выискивает в общем потоке новинок русофобские сочинения с дотошностью макаки, выбирающей вшей из шерсти подружки. Заметьте, о штабеля книг Яхиной спотыкаешься, входя в любую книжную лавку, зато Шолохова или Леонова будешь полдня по полкам искать...

Более того, почти во всех книжных магазинах от Владивостока до Смоленска на лучших местах выложена и наотмашь прорекламирована именно русофобская и антироссийская литература. С чего бы это? Кто заказал такую музыку? Мерчандайзеры? Полноте, они бесплатно «Муху-Цокотуху» с «Дядей Стёпой» местами не поменяют. Кто же тогда оплачивает банкет? Возглавляя «ЛГ», я попытался провести журналистское расследование этой странной ситуации, и мы пришли к интересному выводу: приводные ремни механизма замалчивания патриотически мыслящих писателей и навязывания обществу литераторов-автофобов тянутся, судя по всему, в госаппарат, а именно – в Роспечать. Впрочем, я писал об этом многократно, за что многократно и пострадал.

Но вернёмся к скандалу. Если докажут наличие плагиата в новом тексте Яхиной, а к этому всё идёт, я нимало не удивлюсь. Для автора, не владеющего основами литературного ремесла, профессиональная порядочность – пустой звук. Это как карманнику запонки – только работать мешают. Кстати, молодые авторы-лауреаты из генерации самой Яхиной, на мой взгляд, как-то слишком откровенно пользуются не только чужими идеями и наработками, но и посторонними литературными услугами, к тому же несвоевременно и весьма скудно их оплачивая. Лукавцы, они наивно полагают, будто плантаторские хитрости никто не замечает. Поверьте, щекотливая эта тематика уже давно обсуждается в профессиональном сообществе и скоро, думаю, вырвется в широкое информационное пространство. Скандал вокруг казанского проекта «Г.Яхина», боюсь, не последний в этом поколении и, уверен, не самый громкий…


© АО ИД "Аргументы недели".


[ Важные ссылки и кнопки.. ]
Фото © РИА Новости
Tags: #Политпросвет, #Поляков, #Яхина, #книги, #культура, #литература, #общество, #политика, youtube, Агитпроп, Поляков, Яхина, без комментариев, истории из жизни, как это было, книги, культура, литература, общество, позор, политика
Subscribe

Posts from This Journal “#книги” Tag

promo kwakin_misha март 24, 2019 23:01 166
Buy for 20 tokens
Во время Универсиады в Красноярске и окрестностях было необычайно тепло. Хотя, надо отметить, многие зарубежные гости жаловались на холод.. А как все гости разъехались, зима вновь вернулась на несколько дней. С морозами до −10°С и снегопадами. А вот теперь тепло опять наступает и воздух…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 60 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Вы попали в Т30P самых обсуждаемых тем в блогосфере.
Это Ваш 12-й ТОПовый пост в этом году.
Посмотреть статистику автора можно в карточке топблогера.
Циденков позорно слился :))

он разорался про "плагиат", еще даже не прочитав книгу Яхиной

в итоге за все это время он так и не смог предъявить НИЧЕГО — то есть он совсем глупая побрехушка :))

sibariana

1 month ago

kazak_golota

1 month ago

kwakin_misha

1 month ago

kazak_golota

1 month ago

kwakin_misha

1 month ago

kazak_golota

1 month ago

kwakin_misha

1 month ago

kazak_golota

1 month ago

kwakin_misha

1 month ago

kazak_golota

1 month ago

kwakin_misha

1 month ago

Хорошо сказал
наши писатели прекрасно словом владеют. настоящие писатели, такие, как Юрий Поляков.

kazak_golota

1 month ago

Импотенты от литературки | «Новая газета» протухла | Наши с Борисом Якеменко
не нравится мне эта "новая газета"..

birbera

1 month ago

Всплывают подробности...
а многим непонятно, как эта г. Яхина вдруг печаться стала.
Вот так главный редактор..
Юрий Поляков же в корень зрит.
Пиздеж! Речь идет вовсе не о литературных достоинствах. Просто Поляков требует принять за правду другую пропагандистскую версию, далекую от реальности, как от солнца. Боец идеологического фронта, хуле
Юрий Поляков писатель, в отличии от говно-Яхиной. такое-то надо видеть.

nalivai_ko

1 month ago

kwakin_misha

1 month ago

kwakin_misha

1 month ago

kwakin_misha

1 month ago

kwakin_misha

1 month ago

kwakin_misha

1 month ago

nalivai_ko

1 month ago

kwintina

1 month ago

А в соцсетях сколько русофобов!
даже странно, кстати. мне кто-то говорил, что на Украине ЖЖ запретили. может и врут..
Все неправильные книги надо непременно переработать в утиль и напечатать правильные
не надо всякий хлам издавать. ну, есть же литературные критики, реальные заслуженные писатели, которые могут предисловие писать. как в СССР были традиции.

kwintina

1 month ago

Очень много шума вокруг Гузели-ханум, очень. Кому-то, безусловно, нравятся и книга, и фильм. А вот тем, кому не нравятся, может, просто попробовать не замечать их? Ведь лишним шумом, писаниями, разговорами они только накручивают ей "баллы"... С другой стороны, если ты видишь, что фильм или книга в чем-то слабоваты, даже халтурны, то промолчать — значит согласиться... Конструктивную, подробную и аргументированную критику никто не может запретить.
как не замечать-то, если книжные магазины её макулатурой забиты, главный телеканал страны её говно экранизирует, а известно кто ей премии выдаёт!

cBGN_wTayHY
И да, с ПИПами и ПИПками пора завязывать. Нормальные, интересные авторы, переводчики и художники книги — вот чего сейчас не хватает.
я лично бросил читать. имею дома несколько книг Лукьяненко и перечитываю их иногда, как новые — есть плюсы и в прогрессирующем склерозе моём..
верно сказано, но не до конца верёвочка распутана.
яхиных можно как тараканов по одному давить до усрачки. а они будут выползать и плодится. тут надо с источником проблемы бороться, его надо выявить для начала и обозначить.
пока хотя бы так. менять ориентиры нынче государство не готово.
Я думал, что "не читал, но осуждаю" это мем, а это, оказывается, Поляков!
и мне интересно.
Существует простой и проверенный способ решить проблему, прошерстить все книги, развести костер и отправить неугодные туда, заодно и авторов куда нибудь в Сибирь, там климаты очень полезные для здоровья.
алё! хватит уже к нам в Сибирь мечтать всех отправить! Сибирь не резиновая!


"Не читал,но осуждаю!"
И оно истчо учит жить?

кто тебя учит жить?

marusialimovak

1 month ago

kwakin_misha

1 month ago

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “#книги” Tag