Мишка Квакин (kwakin_misha) wrote,
Мишка Квакин
kwakin_misha

Школьный учебник сегодня – каков он?


В последнее время часто слышится критика в адрес школьных учебников, родители жалуются на ошибки, опечатки, сетуют на то, что в их время учебники были лучше. Общественное мнение встает на защиту интересов учеников, раздувая скандалы в прессе, совсем забывая, что в этом деле есть помощник и проработанные инструменты.


Какую роль в современной школе играет учебник? Каковы способы участия родителей в формировании списка учебников, рекомендованных Министерством образования и науки? В каком состоянии сейчас находится экспертиза учебников? Какие меры предпринимает Министерство, чтобы усовершенствовать эту процедуру?

Вчера на круглом столе *Повышение качества школьных учебников и улучшение системы экспертиз учебников, входящий в федеральный список* обсуждался самый широкий круг вопросов, связанных с состоянием федерального перечня учебников в настоящий момент.

В обсуждении приняли участие Третьяк Наталья Владимировна, первый заместитель Министра образования и науки РФ, Басюк Виктор Стефонович, заместитель президента Российской академии образования, Благинин Алексей Геннадьевич, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ, Чубарьян Александр Оганович, директор Института всеобщей истории РАН, академик РАН, сопредседатель Российского исторического общества, Федоров Виктор Васильевич, ответственный секретарь совета Российского книжного союза по экспертизе учебников и учебной литературы, Кириченко Вита Викторовна, директор ГБОУ г. Москвы *Гимназия №1520 имени Капцовых*, Фрумин Исак Давидович, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ, и журналисты.

Таким образом, на конференции были представители трех основных направлений экспертизы учебников – научной, педагогической и общественной.

Прежде чем учебник попадет в федеральный перечень, он проходит ряд экспертиз, каждая из которых рассматривает учебник со своей точки зрения. Экспертиза устроена таким образом, что в ней принимают участие и практики, и теоретики, не менее трех человек.

Учебники проходят общественную экспертизу при наличии положительных заключений по результатам научной и педагогической экспертиз. Но уже на уровне научной экспертизы привлекается общественное мнение. Так, например, при экспертизе учебника истории Александр Оганович Чубарьян получал по 500–600 писем от граждан в день, и, конечно, их мнение так или иначе учитывалось в дальнейшем.

Чубарьян А.О. поделился своим видением требований к научным экспертам: они должны быть максимально объективны, но обязаны (особенно при оценке гуманитарных направлений) учитывать то, что есть много точек зрения, есть авторское мнение, авторская позиция. Академик неоднократно подчеркивал, что экспертиза не дается навечно – потому что это живой развивающийся процесс.


Конечно, интереснее всего мне было послушать о том, что же такое общественная экспертиза (научную и педагогическую я представляю хорошо, сама преподавала и занималась наукой).

Федоров Виктор Васильевич, занимающийся общественной экспертизой учебников, рассказал – каким образом отбираются эксперты: сейчас их 328 человек, средний возраст 38 лет, большая часть имеет педагогическое высшее образование, но есть представители и гуманитарных, и технических специальностей. Этот состав в дальнейшем будет меняться.

Раньше учебники утверждались министерством, сверху, а сейчас наше гражданское общество эволюционирует в правильном направлении – оно хочет вносить свои коррективы, свое видение в формирование учебного материала.

В настоящий момент любой человек может обратиться в Министерство образования и науки с просьбой провести повторную экспертизу. Так, по инициативе родителей был повторно рассмотрен 21 комплект учебников из более чем тысячи, прошедших экспертизу и утвержденных. При этом исключены из списка Минобрнауки всего 9.

Кириченко Вита Викторовна высказала точку зрения учителей: они видят, что реформа идет своим чередом и это к лучшему, потому что учебник – инструмент в руках опытного учителя, и этот инструмент должен быть качественным, чтобы наши дети получали хорошее образование.
Да, процедура экспертизы долгая и тщательная, не все хорошие учебники ее проходят, но это позволяет оградить детей от плохих учебников.


Увы, ошибки в учебниках встречаются, и наше общество часто взбудоражено дефектами, особенно если речь идет об уже действующих учебниках . Однако это проблема не только российского образования – учебник всегда меняется медленнее, чем общество и дети. Поэтому ошибок не избежать, но можно и нужно их минимизировать.

В настоящее время Министерство образования и науки со своей стороны делает все, чтобы учебники были максимально высокого уровня.
Благинин А.Г., отвечая на вопрос о том, каков вклад Минобрнауки России в повышение качества учебников, подчеркнул, что в настоящее время открыт новый ресурс – сайт http://fpu.edu.ru/, который направлен на максимальную открытость в формировании федерального перечня учебников.



Это сайт, который будет полезен и школам (с его помощью можно грамотно подобрать список учебников), и родителям (можно найти всю информацию по учебникам, включая отчеты по экспертизам), и ученикам.


Хотя ресурс новый (ему всего месяц) – но уже сейчас здесь можно найти много полезной информации, в том числе методической (к примеру, выложены вебинары по вопросам работы с электронными учебниками).


Планируется, что в скором времени на сайте появится возможность оставлять отзывы об учебниках.

Полностью согласна с мнением Фрумина И.Д. – мы видим, как традиционные учебники теряют свою актуальность, при всем многообразии образовательного контента учитель становится ключевой фигурой, и его роль при таком подходе с каждым годом будет только возрастать, потому что именно на него возложена функция интерпретации учебника.

Однако мы, родители, тоже можем внести свой вклад и помочь улучшить систему экспертизы учебников, активно высказывая мнение – тем более, что Министерство образования и науки открыто к диалогу и ждет пожеланий, советов, рекомендаций.

Вы находили ошибки в учебниках?

© lareina
P.S. Подписывайтесь на мой инстаграм – все фото будут там!

P.P.S. Подписаться, чтоб ничего не пропустить, можно здесь.



Tags: дискуссия
Subscribe
promo kwakin_misha march 24, 2019 23:01 166
Buy for 20 tokens
Во время Универсиады в Красноярске и окрестностях было необычайно тепло. Хотя, надо отметить, многие зарубежные гости жаловались на холод.. А как все гости разъехались, зима вновь вернулась на несколько дней. С морозами до −10°С и снегопадами. А вот теперь тепло опять наступает и воздух…
Comments for this post were disabled by the author